20.11.2018
В последнее время плотно занимаюсь голосовыми анализаторами, позволяющими проводить скрининговую психодиагностику человека по его голосу.

Вот получившие экспериментальные подтверждения речевые признаки основных характерологических качеств. (далее цитата по В.Х.Манёрову с дополнениями и корректировкой А.Филатова):

1. Эмоции и эмоциональность:

Гнев – ритмичный громкий низкий голос грудного регистра с интонационными акцентами к концу фразы.
Печаль – тихий, слабый, низкоакцентированный голос с нечеткой артикуляцией и ритмичным затуханием к концу фразы.
Радость – звонкий, громкий горловой голос с четким акцентированием и неустойчивым ритмом.
Отвращение – низкоамплитудный носовой невитальный растянутый голос с акцентом на растяжение гласных и неустойчивым ритмом.
Удивление – высокий акцентированный громкий голос с акцентом и ритмическим усилением к концу фразы.
Страх – тихий, невитальный плохоартикуляционный высоких регистров голос с ломанным ритмом и нечетким акцентированием.
Презрение – ритмичные изменения громкости, витальности и амплитудности в горловом регистре.

2. Витальность, жизненная сила, энергичность и жизнеспособность проявляется следующим образом:

Признаки высокой витальности:
А) громкость (форте)
Б) звучность
В) хорошая акцентуация мелодическая, динамическая и темпоральная, с плавным нарастанием и снижением
Г) четкая артикуляция
Д) ритмы речи без нарушений.

Признаки низкой витальности:
А) малая громкость
Б) малая звучность
В) небрежная артикуляция
Г) плохая акцентуация
Д) нарушенное протекание речевого потока
Е) нерегулярные колебания громкости и высоты.

3. Волевые качества.

Говорящий с сильной волей характеризуется следующими тенденциями:
а) громкость чаще выше средней
б) жесткий тембр, металлический, холодный, иногда сдавленный.
В) ритм напряженный
Г) ударение чаще динамическое, толчком в конце предложения.
Д) сдержанное интонирование
Е) четкая артикуляция
Ж) короткие, лаконичные предложения.

Речевая симптоматика слабоволия говорящего:
А) плохая артикуляция
Б) громкость чаще ниже средней
В) мягкий тембр
Г) неустойчивость ритмического протекания
Д) ритм ненапряженный
Е) хорошая мелодика
Ж) хорошее темпоральное ударение
З) плохая артикуляция.

4. Эмоциональная сфера как общая способность чувствовать («душевность»), чувствительность, глубина и возбудимость чувств.

«Душевность» проявляется в:
а) довольно низкий голос (баритон или альт)
б) темный, теплый, мягкий, звучный тембр
в) живая мелодика
г) живое темпоральное ударение
д) плавное, расслабленное, но неравномерное ритмичное протекание
е) довольно небрежная артикуляция
ж) диалогический стиль речи
и) свободная, неожиданная смысловая форма
к) сниженная меткость и четкость понятий.

Высокая чувствительность (вплоть до впечатлительности):
А) довольно высокий голос
Б) громкость невысокая
В) малая звучность
Г) светлый тембр
Д) темп выше среднего
Е) плавное, но напряженное ритмическое протекание
Ж) хорошая артикуляция
И) диалогический, предметно-ориентированный или интеллектуальный стиль речи
З) хорошая смысловая форма.

Возбудимость чувств:
А) мелодическое ударение сопровождается темпоральными ускорениями.
Б) скользящая мелодия
В) неравномерный, оживленный поток
Г) свободный, расслабленный ритм

Глубина чувств:
А) частое изменение темпоральной окраски звучания
Б) большая полнозвучность
В) мягкий тембр

5. Самооценка и самоотношение. Симптоматика самооценки в ее нормальных границах связана со здоровой витальностью.

Завышенная самооценка:
А) сильный, звучный голос
Б) вокализация речи
В) модификации окраски звучания (палатализация, назализация)
Г) мелодические выбросы, чаще как восходящая мелодика.
Д) темпоральные растягивания
Е) широкая небрежная артикуляция
Ж) манерность в смысловой форме речи.
Статьи Алексея Филатова в:
Присоединяйтесь к нам в соц сетях: